Прорыв на Урале: создано суперпрочное покрытие, способное защитить авиадвигатели при 1400 °C

В будущее — с уральскими технологиями: новое нанокомпозитное покрытие, созданное учёными из УрФУ и ИЭФ УрО РАН, может революционно продлить жизнь авиадвигателям. Температуры выше 1000 градусов Цельсия? Теперь не проблема!


Броня для пламени: революционное покрытие спасает двигатели от распада

Авиадвигатели — это сердце самолётов, и каждый  «удар» этого сердца  сопровождается экстремальными нагрузками. Главное испытание — температура: современные турбины работают при температурах до 1400 °C. Чтобы защитить их детали, используют специальные покрытия. Но классические технологии требуют температуры синтеза выше 1000 °C и часто оставляют дефекты.

Теперь российские учёные предложили нечто иное — покрытие SiAlCN, способное защищать металл от окисления даже при 1400 °C. Оно не только прочное (твёрдость до 31 ГПа!), но и создаётся при температуре всего 400 °C. Это как если бы вы закаляли сталь… в теплой духовке.

В чём секрет? Уникальная плазменная технология, сочетающая испарение алюминия и активацию кремнийорганического газа. Такое сочетание создаёт плотную и прочную структуру без трещин и пустот. А за счёт образования оксидного барьера алюминия кислород просто не может проникнуть внутрь.

🌍 Инновации в авиации: как дирижабли нового поколения решают проблему логистики в России?

Цитата:

«Такое покрытие обладает аномальной стойкостью к окислению… Мы можем наносить его даже на поликарбонат», — говорит старший научный сотрудник УрФУ Андрей Меньшаков.


Ключевые преимущества покрытия SiAlCN:

  • Температура синтеза: до 400 °C (в 2–3 раза ниже аналогов)
  • Твёрдость: до 31 ГПа
  • Скорость осаждения: 10 мкм/ч (в 10 раз быстрее магнетронного распыления)
  • Устойчивость к окислению при 1400 °C
  • Экологичность: без токсичных реагентов

Сравнение защитных покрытий для авиадвигателей

Параметр Классические покрытия (SiC и др.) SiAlCN (разработка УрФУ)
Температура синтеза 1000+ °C До 400 °C
Твёрдость 10–20 ГПа До 31 ГПа
Устойчивость к окислению Средняя Аномально высокая
Экологичность процесса Низкая Высокая

Разработка не только защитит реактивные двигатели, но и откроет путь к созданию новых датчиков. Вторая модификация покрытия показала аномальные пьезорезистивные свойства — идеальная основа для сверхтонких сенсоров давления и температуры.

Россия снова делает ставку на инженерный интеллект. Уральское покрытие может стать основой не только для авиапрома, но и для всей промышленной независимости в сфере высокотемпературных технологий.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Научные Открытия – Изобретения»